ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ БЕЗ ПОСРЕДНИЧЕСТВА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА.

 

Иванов А.С., Флеров Е.В., Редько В.Г., Батчаев Ш.С.

Российский Научный Центр Хирургии РАМН, г.Москва

Тульская Областная больница, г. Тула.

  

В соответствии с концепцией развития телемедицины в России, принятой в 2000 г. предлагалось создание в лечебных учреждениях телемедицинских центров дистанционного консультирования пациентов с функциями централизованных диспетчерских пунктов. Однако, развитие телекоммуникационных технологий и, прежде всего, Internet ( WWW ), позволяет по-новому обеспечить возможность дистанционного консультирования пациентов и обучения любого врача, практически исключая посредничество телемедицинских центров.

Целью настоящей работы было оснащение сетевого компьютера практикующего хирурга, руководителя кардиохирургического отделения индивидуальной системой видеоконференцсвязи и анализ её практического использования для дистанционного консультирования и обучения без помощи специалистов телемедицинского центра. Для оснащения стандартного сетевого компьютера была выбрана персональная система видеоконференцсвязи Polycom ViaVideo II , подключаемая через USB порт. Стоимость системы невысока и составляет всего 600-700 $.

Анализ работы показал, что система ViaVideo 11 позволяет получать неплохое видеоизображение, увеличиваемое вплоть до полноэкранного, работает по протоколу Т120, имеет хорошее эхоподавление, “белую доску” для использования общих программных приложений. Система ViaVideo 11 работает на скоростях 128-384 кбит/с по локальной компьютерной сети, в которую включено более 200 персональных компьютеров. В РНЦХ РАМН она сегодня активно используется хирургом для дистанционного консультирования пациентов больниц только трех городов РФ. За неполный год проконсультировано 82 пациента из них 11 повторно, госпитализировано 37, из них оперировано 35. Заявки на консультацию поступали по электронной почте, по стационарному и мобильному телефону (в то числе в виде SMS -сообщений), а в последнее время – непосредственно по системе видеоконференцсвязи. Это стало возможным после очень долгой работе по преодолению привычки выключать компьютер, что в прочем характерно для большинства телемедицинских центров РФ. Вызов по системе видеоконференцсвязи позволяет кардиотерапевту из другого учреждения, в некоторых случаях проводить немедленную консультацию, что абсолютно невозможно при посредничестве телемедицинского центра (Рис.1). При дистанционном консультировании выписки из истории болезни, сканированные рентгенограммы и эхограммы хирург получал по электронной почте. Выписки для удобства работы им распечатывались, а рентгенограммы просматривались на экране компьютера во время видеоконферецсвязи.

Система применяется хирургом также для контроля хода операции, состояния пациента, хода проводимого чреспищеводного эхокардиографического исследования и общения до основного этапа с персоналом операционной, в которой постоянно работает система IP - видеоконференцсвязи VCON Escort .

Систему оказалось можно применять для дистанционного обучения молодых докторов, не участвующих в операционной. В последнем случае, обучаемые располагаются в кабинете своего руководителя. Высококачественная визуализация операционного поля осуществляется посредством Web - камеры Sony SNC - RZ 30, в окне видеоконференцсвязи виден профессор. Для голосового общения применяется микрорадиогарнитура CS 60 фирмы Plantronics , весом 28 г, одеваемая на левое ухо ведущего хирурга. В основном обучающиеся слушают переговоры и комментарии ведущего хирурга, но не мешая ходу операции могут задавать вопросы на ухо своему профессору.

Таким образом, персональная система IP -видеоконференцсвязи, устанавливаемая на персональный компьютер врача, в условиях широкополосного доступа в Internet позволяет проводить дистанционное консультирование пациентов и обучение без посредничества телемедицинского центра. К сожалению, сокращение телемедицинских центров как диспетчерских пунктов одностороннее и это связано с тем, что при дистанционной консультации периферийному врачу необходима квалифицированная помощь технического персонала по подготовке и пересылке медицинской информации пациента. Выход из этой ситуации видится в создании автоматизированных историй болезни с удаленным доступом через Internet . Web -интеграция медицинской информации с организацией удаленного доступа через Internet в сочетании с обеспечением медицинских учреждений законодательно утвержденным широкополосным, льготным выходом в Internet должна стать основным направлением работы специалистов в области телемедицины РФ.

 

Рис.1